Понятие ЖЦПП. Документы регламентирующие жизненный цикл программного продукта. Стандарты которыми регламентировались прежде создание программного продукта в России. Этапы ЖЦПП по ГОСТ 19.102-77 и базовые группы группы ISO/IEC 12207. Состав. Описание.

               Жизненный цикл программного продукта — это период времени, начинающийся с момента принятия решения о необходимости создания ПП и заканчивающийся в момент его полного изъятия из эксплуатации.

               Структуру жизненного цикла ПП, состав процессов, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПП, определяет и регламентирует международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 «Information Technology Software Life Cycle Processes» (ISO International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации; IEC International Electrotechnical Commission — Международная комиссия по электротехнике; название стандарта «Информационные технологии — Процессы жизненного цикла программ»).

               В России, начиная с 1970-х годов, создание ПП регламентиро­валось стандартами ЕСПД (Единая система программной документации — серия ГОСТ 19.ХХХ), которые были ориентированы на класс относительно простых программ небольшого объема, создаваемых отдельными программистами. В настоящее время указанные стандарты устарели концептуально и по форме, их сроки действия закончились и дальнейшее использование этих стандар­тов нецелесообразно. В результате для каждого серьезного проекта приходится создавать комплекты нормативных и методических документов, регламентирующих процессы создания конкретного прикладного ПП, поэтому в отечественных разработках целесо­образно использовать современные международные стандарты.

               Существует несколько моделей жизненного цикла (ЖЦ), каждая из которых определяет различную методологию создания систем, тем не менее все без исключения модели ЖЦ включают в себя пять этапов и связей между ними с детальным описанием действий, моделей и результатов каждого этапа. Приведем названия и краткое содержание каждого этапа в соответствии с ГОСТ 19.102-77.

Техническое задание

               постановка задачи

               выбор критериев эффективности

               проведение предварительных научно-исследовательских работ (НИР);

               разработка ТЗ.

Эскизный проект:

               структура входных и выходных данных;

               уточнение методов решения; общий алгоритм;

               разработка документации эскизного проекта.

Технический проект:

               уточнение структуры входных и выходных данных;

               разработка алгоритмов;

               формы данных;

               семантика и синтаксис языка;

               структура программы; конфигурация технических средств;

               план работ.

Рабочий проект:

               программирование и отладка;

               разработка документов;

               подготовка и проведение испытаний;

               корректировка программы и документов по итогам испытаний.

Внедрение:

               передача программы и документов для сопровождения;

               оформление акта;

               передача в Фонд алгоритмов и программ (ФАП).

               В соответствии со стандартом ISO/IEC 12207 все процессы жизненного цикла ПП разделены на три базовые группы: основные процессы; вспомогательные (поддерживающие) процессы; организационные процессы.

               Основные процессы включают в себя набор определенных действий и связанных с ними задач, которые должны быть выполнены в течение жизненного цикла ПП.

               К основным относятся процессы приобретения, поставки, разработки, эксплуатации и сопровождения.

               Основной целью вспомогательных (поддерживающих) процессов является создание надежного, полностью удовлетворяющего требованиям заказчика ПП в установленные договором сроки. К вспомогательным относятся процессы документирования, управления конфигурацией, обеспечения качества, верификации, аттестации, совместной оценки, аудита, разрешения проблем.

               Основной целью организационных процессов является организация процесса разработки надежного, полностью удовлетворяющего требованиям заказчика ПП в установленные договором сроки и управление этим процессом. К организационным относятся процессы управления, создания инфраструктуры, усовершенствования, обучения.

Процесс приобретения (acquisition process) охватывает действия заказчика по приобретению ПП. К этим действиям относятся:

               инициирование приобретения;

               подготовка заявочных предложений;

               подготовка и корректировка договора;

               надзор за деятельностью поставщика;

               приемка и завершение работ.

Процесс поставки (supply process) охватывает действия и задачи поставщика при снабжении заказчика ПП или услугой. К этим действиям относятся:

               инициирование поставки;

               подготовка ответа на заявочные предложения;

               подготовка договора;

               планирование;

               выполнение и контроль;

               проверка и оценка;

               поставка и завершение работ.

Процесс разработки (development process) охватывает действия и задачи разработчика и предусматривает следующие основные направления работ:

               создание ПП и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации;

               подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и качества ПП;

               подготовку материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т.д.

Процесс эксплуатации (operation process) охватывает действия и задачи оператора — организации, занимающейся эксплуатацией разработанного ПП или системы. К этим действиям относятся:

               подготовительная работа;

               эксплуатационное тестирование;

               эксплуатация системы;

               поддержка пользователей.

               Процесс сопровождения (maintenance process) охватывает действия и задачи сопровождающей организации (службы сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) ПП и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПП. В соответствии со стандартом IEEE-90 (IEEE Institute of Electrical and Electronics Engineers — Институт инженеров по электротехнике и электронике) под сопровождением по­нимается внесение изменений в ПП в целях исправления ошибок, повышения производительности либо адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Процесс документирования (documentation process) предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение жизненного цикла ПП. Данный процесс состоит из набора действий, с помощью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц, таких как руководство, технические специалисты и пользователи системы.

               Процесс документирования включает в себя:

               подготовительную работу;

               проектирование и разработку документации;

               выпуск документации;

               сопровождение.